РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ ОТ АНСАМБЛЯ «ТРЫНЬ-БРЫНЬ БЭНД»

Приближается светлый праздник Рождества Христова, который ассоциируется с теплыми встречами, семейным застольем, пампушками и кутьей, народными традициями и обычаями. И, конечно же, вертепом и колядками, которые несут благую весть о рождении Христа Спасителя. Для руководителя музыкального ансамбля «Трынь-Брынь бэнд», парафиянина Александровского Свято-Успенского храма Сергея Русначенко это время особенное и пропитано душевными и чарующими песнопениями. Каждый год он вместе с талантливыми колядниками устраивают рождественское музыкальное действо, исполняя для черноморцев и одесситов колядки в современной обработке под аккомпанемент различных инструментов. А еще коллектив является постоянным участником фестиваля духовной музыки и колядок «Різдвяні дзвони» в Черноморске.

— Сергей, расскажите,  как появился коллектив «Трынь-Брынь бэнд»?

Нашему коллективу пошел третий год, в 2016 году мы впервые выступали на фестивале «Різдвяні дзвони». Почти все мы поем в церковном хоре Александровского Свято-Успенского храма. Начинались наши колядные традиции оттуда. Сначала мы колядовали и щедровали в стандартном формате – пели церковные, фольклорные песни на Рождество и Василя. Потом я предложил ребятам собраться и сделать что-то необычное, добавив инструментальное звучание. Наша первая экспериментальная колядка исполнялась с барабанами и трубой диджериду (инструмент австралийских аборигенов), позволившие сделать интересный ритмический рисунок, затем добавили гитару и балалайку. И всем настолько понравилось наше выступление, что я начал думать над тем, как развиться в этом направлении, популяризировать рождественские песни и вообще этническую музыку.

Несколько лет назад я с женой и друзьями были во Львове на фестивале «Країна мрій», который покорил нас этносценой с самобытными интересными исполнителями. Особенно запомнилось выступление одной львоской фолк-рок группы «Йорий клоц», исполнявшей аутентичную колядку в современной обработке. Я сразу решил, что мы разучим ее с нашим коллективом и будем так же экспериментировать со звучанием. Я рассказал о задумке ребятам из хора, и мы пригласили инструменталистов в наш коллектив.

— В вашем коллективе все участники музыканты по образованию? На каких играете инструментах?

— В нашем коллективе есть айтишники, зубной техник, менеджеры, учитель информатики, а я сам – стоматолог. Музыкальное образование только у Ирины Журенко, она играет на альте и выступает в своей группе «Мистраль». Для большинства из нас музыка – это хобби. Я еще в студенческие годы брал частные уроки игры на гитаре у преподавателя, могу что-то изобразить на барабане. Для меня, старого рокера, главное, что ребята горят этим делом, хотят выступать и экспериментировать.

Из народных инструментов у нас звучит колесная лира – хоть этот инструмент несколько примитивен, с помощью него в композиции можно сделать колоритный музыкальный фон и интересные музыкальные фишки. Недавно мы приобрели еще одну диджериду (инструмент разборной и может выдать почти всю октаву). В новой программе представим еще один аутентичный инструмент – козобас, по виду он напоминает контрабас, гриф которого украшен деревянной головой козы.

— Как вы подбираете репертуар и как называете ваш стиль исполнения?

В нашем репертуаре больше 10 колядок, имеющих интересную обработку в стиле этно-рок. Одна из любимых нами веселая колядка «Волохи поють» и «Радуй земле». Львовский коллектив «Йорий клоц», выпустивший в прошлом году целый альбом колядок, некоторые из которых мы исполняем, называет свой стиль «український обрядовий хіп-хоп дай Боже етно чорт». Мне тяжело определить стиль нашей группы, называем просто «трынь-брынь» (прим. смеется).

Нас привлекает то, что можно дать новую жизнь древним композициям, имеющим еще архаичные дохристианские тексты. Главное уметь это сделать грамотно и интересно, чтобы удивить слушателей. Я знаю, сколько у нас в распоряжении голосов, инструментов, и мы подыскиваем произведения, которые бы удачно подошли нашему коллективу и звучали наиболее эффектно.

— Чем вас привлекает этно-музыка?

— Мне нравится, что этно-музыка позволяет совмещать различные стили и эпохи, заинтересовывать молодое поколение. Да и люди постарше тоже на «ура» воспринимают такое оригинальное звучание. Этно-произведения интересны композиционно – хоть, на первый взгляд, древние напевы кажутся простенькими, в них чувствуется душа, глубина и дыхание вечности.

— Как происходит рождественское действо? Как люди реагируют на ваши выступления?

— В Рождественскую службу мы поем с церковным хором. После вместе с участниками взрослого и детского хоров собираемся у отца Михаила, исполняем свой репертуар и получаем благословение батюшки. А дальше уже отправляемся колядовать по друзьям и знакомым.

Мы ходим со своими инструментами, стабильно в нашем коллективе 10-12 человек. Готовы со всеми людьми разделить праздничную радость и поделиться добром: колядуем прямо на улице, когда нас просят прохожие, а еще у соседей наших знакомых, которые услышав, как мы поем, приглашают к себе в дом. Одна из самых востребованных композиций – наша фирменная забойная колядка «Волохи поють» и знаменитый «Щедрик». В этом году мы разучили новую версию этого произведения и с удовольствием ее исполним.

— Когда и как правильно колядовать?

— Так сложилось, что в разных областях Украины свои традиции колядования. Сам я родом из села Першотравневое Измаильского района и там колядовали 6 января. Меня учил колядовать мой дед, помню, как он вместе с братом ставили вертеп, ходили колядовать, и передали мне эту непрерывную цепочку народных традиций. Удивительно, как в советские времена люди смогли сохранить наши давние обычаи и дух Рождества.

Если соблюдать церковные каноны, то правильнее колядовать именно в день Рождества. Мы начинаем колядовать 7 числа и почти до конца января участвуем в песенных фестивалях, в этом году снова будем колядовать в одесских трамвайчиках вместе с другими церковными хоровыми коллективами. В планах поставить вертеп, но пока все участники загружены работой и не хватает времени осуществить эту задумку.

— Как вы относитесь к юным колядникам, которые заучивают один лишь стишок и в этом заключается все их колядование?

— Я пытаюсь донести им, что колядование – это не просто прийти к людям и что-то бессмысленно протараторить. Я задаю ребятам наводящие вопросы, объясняю, в чем суть этого действа, как нужно готовиться. Попеть песни конечно интересно – но здесь другой, глубинный, смысл. Радует, что дети приходят и есть движение, нужно просто показывать им хороший пример. Мы тщательно готовимся к своим выступлениям, собранные средства отдаем на благотворительность, а какую-то часть оставляем на развитие коллектива – покупку музыкальных инструментов.

— Что бы вы пожелали коллективу «Трынь-Брынь бэнд»?

— Упорно работать, репетировать, гореть этим делом и желать развития. В этом плане я стараюсь постоянно подстегивать ребят развиваться и совершенствовать свое исполнение. Я знаю, к чему мы можем прийти и каких успехов добиться. Хотелось бы больше работать над собой и верить в то, что мы вместе делаем.

Услышать рождественское выступление коллектива «Трынь-Брынь бэнд» можно будет на 10 юбилейном фестивале «Різдвяні дзвони», который пройдет 21 января во Дворце культуры.