ЕКАТЕРИНА АРТЮХ: «НАШИМ ЛЮДЯМ НУЖНО НАУЧИТЬСЯ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ»

В первые дни лета в Черноморске прошел семейный праздник «Family Day», на котором побывало более 1000 взрослых и маленьких посетителей, а также целая компания аниматоров, мастеров handmade, продавцов уличной еды. Это уже пятое по счету мероприятие от команды МОА, которая старается вносить в жизнь Черноморска яркие краски, разнообразие увлекательных занятий, и менять устоявшиеся привычки проведения городских праздников. О том, как развивается фестивальная культура в нашем городе, продвигается событийный туризм, и как каждый из нас может подключиться к этому движению, мы узнавали у организатора фестиваля «Family Day» Екатерины Артюх.

— Нашу страну захлестнула волна различных фестивалей, как обстоит дело с фестивальной культурой в Черноморске?

— Фактически никак. У нас существует два варианта – либо городские мероприятия от рассвета до заката, либо попытки местных энтузиастов от команды «МОА» и «Комильфо». В городе нет площадки, которую можно было б постоянно использовать под проведение фестивалей. Мы организовывали наш фестиваль на территории «Метрополиса», так как там хорошая площадка, но вот летом жарко. Да и людям хочется отдыхать в парковой зоне, где, к сожалению, нереально проводить фестивали.

Каждый раз наталкиваемся на недопонимание жителей, что им необходимо платить за вход. Но ведь они даже не задумываются, что мы платим за аренду площадки, тех самых столиков, скамеек, аппаратуры, приглашение аниматоров, музыкальных групп. Ни один из местных организаторов не сможет привлечь в Черноморск десятки предпринимателей, чтобы при этом полностью отбить затраты. Если поднимем аренду, такую как в Одессе, они тем более к нам не приедут. Поэтому мы выходим практически в ноль. К сожалению, и наши черноморские заведения общепита не готовы принимать участие в фестивальном движении. А ведь многие наши гости хотят видеть разнообразие кухни и красивую презентацию.

Несмотря на трудности и полярные мнения, проведение подобных фестивалей в городе становится настоящим праздником, ведь это возможность для жителей увлекательно провести свой день вместе с детьми. Приятно, когда после мероприятия к нам подходят люди и просят продолжать проводить такие ивенты, например фестиваль мороженого, либо еще какие-либо тематические. В мае мы стали юридическим лицом, поэтому сейчас нам будет легче приглашать партнеров и еще больше разнообразить досуг черноморцев.

— С чего вы начинали свой проект, и как изменился МОА с момента проведения вашего первого городского мероприятия?

— Мы занимаемся организацией фестивалей уже два года. Начиналось все со знакомства с Марией Гоголевой. Когда я некоторое время пожила в Одессе и вернулась уже в роли мамы в Черноморск, поняла, что здесь родителям негде провести время с ребенком кроме друзей и детских площадок: интересных событий практически нет и мероприятия, направленные на семейный отдых, тоже не проводятся. В Одессе же множество фестивалей, которые проходят почти каждую неделю. И мы хотим сделать больше таких ярких событий в Черноморске, тем более – впереди лето.

За все разы проведения МОА Festival изменился сам подход – мы определились с форматом проведения фестивалей, и поняли, как нам совершенствоваться и развиваться дальше. Наш первый осенний МОА в Приморском парке был самый масштабный, тогда пришло около 4 тысяч посетителей. Прошлым летом, наоборот, мы не учли, что будет очень жарко и людей собралось гораздо меньше. Новый формат нам позволяет привлечь семьи и предоставить возможность родителям отдать своих детей на мастер-классы, порезвиться с аниматорами, а самим в это время отдыхать и наслаждаться вкусной едой. Поэтому наш юбилейный фест получился интереснее прошлых и насыщеннее событиями и приглашенными гостями.

Как продумывали наполнение фестиваля «Family Day»? На чем делали акцент?

-Мы решили сделать этот день настоящим семейным праздником, поэтому пригласили аниматоров, организовали около десяти мастер-классов, игровые зоны, чтобы дети практически все время были заняты чем-то интересным и познавательным. Они не отходили от «Kids & ROBOTS», резвились с аниматорами Троллями, плели веночки, украшали пряники, раскрашивали рисунки цветным песком, продавали свои открытки. Занимались тем, чего их душа желала. Пока дети были заняты, взрослые знакомились с выставкой от арт-пространства «Фога», слушали великолепную одесситку Лесю Вербу и группу «Братья», участвовали в розыгрыше билетов на «Джаз Коктебель». Были люди, которые приходили на пару часов, а потом возвращались на вечернюю программу.

— По твоему мнению, какие три главных критерия успешного фестиваля? Были ли какие-то нюансы в этот раз, которые б хотела исправить?

— Успех – это хорошая посещаемость мероприятия жителями нашего города, довольные участники и мы, организаторы. На самом деле фестиваль – это такой стресс и психологическая нагрузка в день его проведения! На саму подготовку уходит где-то месяц: сначала ищешь участников, затем проводишь рекламную акцию, потом начинаешь рассказывать всем знакомым и передавать информацию дальше. Ждешь, что придут точно все кого пригласили, и тут ты слышишь, что кто-то просто не знал о мероприятии и поэтому не пришел. Я просто не представляю, как еще оповещать наших людей. Перед проведением мероприятия было роздано около 6 тысяч листовок, о нем информировали «04868», «Первый информационный», группы в соцсетях. Наш город небольшой, но собрать людей очень сложно.

По поводу уличной еды хочется, чтобы местные предприниматели также выставляли свою продукцию, ведь у нас есть хорошие кафе, что им мешает участвовать в фестивале? И еще один момент, хочется, чтобы местные жители  учились отдыхать культурно и интересно все вместе, на больших мероприятиях.

-Чего не хватает местным жителям, чтобы в городе было больше таких мероприятий?

— В любом деле важен ответственный подход, а не пустые слова и написание гневных постов в фб, вместо того чтобы давать дельные советы. Все хотят изменений, но при этом напрягаться и начинать действовать не желают. А еще проблема в том, что у нас в городе нельзя договориться. В Одессе с этим проще, у нас же каждый трусится над своим «моё» и не желает объединяться.

— Какое главное событие этого лета ты ждешь?

— Джаз Коктебель! Это обязательный пункт не только мой, но и всех моих знакомых, которые были на этом фестиваля в прошлом году. Многие узнали о нашем городе благодаря «Джаз Коктебелю», который, действительно, оживил Черноморск и сделал его таким атмосферным. Для меня было шоком, когда я увидела, что на концертах была не только молодежная аудитория, но уже семейные люди со своими детьми, даже с младенцами на руках. Хочу вновь ощутить то фестивальное настроение и видеть улыбающихся, открытых и свободных людей. Жителям Черноморска нужно научиться радоваться жизни, а не замыкаться в себе и своих проблемах.

-Каким видишь ваш фестиваль через 5 лет?

-Думаю, у нас как минимум будет еще по одному ребенку (прим. — смеется). Фестиваль станет общегородским и многие жители придут сюда без дополнительной рекламы. Гости города  будут знать, что Черноморск – это не только пляж и бары, но и культурный город, со своими традициями, развитым событийным туризмом, новой историей, которой будут гордиться местные жители. Хочется, чтобы город проснулся, начал меняться, продвигать интересные проекты, ценил труд и энтузиазм своих жителей.