ЧЕРНОМОРЦАМ ПРЕДСТАВИЛИ УНИКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Что Черноморск может предложить в качестве своей туристической визитки помимо моря, дискотек, кафе и ресторанов, строящихся гостиниц? А ведь многие туристы едут в незнакомое для них место не просто отдохнуть, но и получить яркие впечатления и культурно обогатиться. Общественность города уже не первый год обсуждает вопрос о том, как сделать Черноморск более привлекательным, однако серьезных попыток разработать узнаваемый бренд города и культурные площадки еще никто не предпринимал.

А как вам идея создания такого современного образа: «Черноморск — город фестивалей»? Звучит многообещающе и креативно! Тем более, что в последнее время наш город выбирают в качестве площадки для проведения не только областных и всеукраинских конкурсов и соревнований, но и таких международных фестивалей, как «Джаз Коктебель». Свой уникальный и перспективный проект по развитию Черноморска и конструирования его позитивного имиджа недавно представили жителям города участники общественной организации «Биограф».

Знакомство черноморцев с проектом «Арт-бассейн» (это пока пилотное название) проходило в арт-пространстве «Фога», где руководители проекта Олег Фоков, Евгений Сушко и Виталий Жданов рассказали о своем видении того, как вдохнуть новую жизнь в территорию за зданием АМПУ, где когда-то работал каскад фонтанов.

Свежий облик города и новые маршруты

Перед тем, как заняться созданием проекта, команда организации «Биограф» изучала вопрос, как проводят свободное время горожане, какие существуют пешеходные маршруты, где больше всего собирается людей на отдых. Оказалось, что микрорайон, в котором расположено главное здание управления порта, бывшая музыкальная школа, парк Труда и площадь им. Стребко, совсем не привлекает горожан и является «мертвой зоной», а ведь именно с той части около полувека назад началось строительство Ильичевска, и ее можно назвать главными воротами в город.

 — Черноморск – город, располагающий к пешеходным прогулкам. Мы провели исследование и выяснили, что один из самых красивых участков нашего города, ведущий от пересечения улиц Ленина (прим. проспект Мира)/Данченко до площади Труда стал неинтересен горожанам. Однако именно эта часть города выросла первой, и здесь находятся самые старые постройки. Если наш проект оживет – туда постоянно будут приходить люди. Мы предлагаем привести в порядок, накрыть и придать функциональности бассейнам за АМПУ, которые заброшены там уже долгое время. Обновленная территория сможет послужить местом для проведения различных общественных мероприятий, вплоть до выставок и кинопоказов, спортивных соревнований, — поделился архитектор Евгений Сушко.

Как будет реализовываться проект

Задумка создать в городе современную арт-площадку у «биографов» зрела давно, но они не знали, с чего начинать и к кому обращаться за советами. На активные действия команду вдохновило появление одесской открытой площадки для культурного отдыха «Зеленый театр», которая создавалась силами волонтеров и сотрудников Impact Hub Odessa.

 Как отметили инициаторы черноморского арт-проекта, к сожалению, в нашем городе еще не создано ни одного современного арт-уголка, однако спрос на такие объекты существует. В Черноморске есть общественные организации, которые развивают культурную жизнь города – это «Фермата», «МОА», «Комильфо», активисты, которые занимаются обновлением улицы Корабельной. Однако такого особенного места, которое бы сумело объединить творческих людей, и где бы все они могли представлять свои проекты и современное искусство, в городе пока нет.

 — У нас уже есть скульпторы, которые готовы предоставить свои работы, а также художники, желающие разрисовать бассейны АМПУ, которые б после реконструкции обрели новый, ни с чем не сравнимый, вид. Мы хотим здесь сделать уникальную культурную площадку, — рассказал Олег Фоков.

Для начала реализации проекта команде необходимо пройти длинный бюрократический путь, чтобы получить разрешение на взятие в аренду территории бывших бассейнов за АМПУ. Заручившись поддержкой жителей, организаторы планируют писать обращения в Региональное отделение фонда государственного имущества Украины в Одесской области, и также Министерство инфраструктуры. Презентовать свой проект «биографы» собираются и местным властям, чтобы предложить проводить массовые городские мероприятия на территории «Арт-бассейна».

Уже сейчас в социальных сетях горожане начали активно обсуждать появление новой арт-площадки в Черноморске. И помимо сторонников проекта есть и такие люди, которые считают, что такой обновленный объект будет мешать работе сотрудников АМПУ. Однако руководители проекта заверили, что, несмотря на близость бассейнов к зданию управления порта, мероприятия будут проходить на выходных, либо же после пяти часов вечера. Взяв в аренду территорию, команда берет на себя все обязательства по уходу, обслуживанию, наполнению интересными объектами, привлечению горожан и гостей города.

— Здесь будет интересно проводить время — посещать выставки, гастро-ярмарки, приходить семьей на ланчи в теплый период года, культурно и активно отдыхать. Планируем презентовать на площадке крупные арт-объекты, которые смогли бы украсить другие уголки города. А для этого мы намерены приобщать к проекту не только местных скульпторов, но и мастеров из области, а даже зарубежья через европейские фонды. Ведь, туристы ищут в посещаемых ими городах самые привлекательные места, чтобы там отдохнуть и сделать фотографии на память. Поэтому, первым делом, мы хотим реализовать масштабный проект «Арт-бассейн», а потом – создать в городе еще несколько одновременно функционирующих площадок, чтобы закрепить за Черноморском европейское название «Город фестивалей». Таким образом, у нас оживится и будет развиваться не одна точка города, а несколько, — поделился Виталий Жданов.

Опыт, вдохновляющий на создание проекта, или эффект Бильбао для Черноморска

По словам Евгения Сушко, успешный брендинг украинских городов можно изучать, взглянув на опыт Львова. На примере развития туризма этого города можно почерпнуть много полезного и для Черноморска. Львовяне сумели создать своему городу уникальный имидж, свои узнаваемые символы и легенды. И пусть наш город не может похвастаться такой давней историей, в нем есть свои «фишки», которые можно использовать для его развития и привлечения туристов.

В свою очередь, руководитель проекта Олег Фоков привел примеры того, как неприметные территории либо города становились туристической меккой. Ведь культура – точно такая же сфера экономики, как и любая другая. Так, один из районов Восточного Берлина стал одним из самых дорогих и привлекательных за счет того, что управленцы на два года сделали бесплатным проживание в оставленных бывшими жильцами домах. Сюда стали съезжаться художники, скульпторы и организовывать свои мастерские. За 2-3 года вид города кардинально изменился. И сейчас эта часть города является одной из основных достопримечательностей Берлина, и самой посещаемой туристами.

Еще один пример – испанский портовый город Бильбао, который многие годы был невзрачным промышленным центром. Туристы объезжали его стороной, а местные жители старались выбраться из него с наступлением выходных. В середине 90-х годов этот город пережил процесс деиндустриализации из-за кризиса в металлургии 80-х годов. Правительством было принято решение переквалифицировать Бильбао из промышленного города в туристический, мэрия сделала ставку на развитие инфраструктуры, современное искусство, строительство уникальных достопримечательностей. Потраченные средства на проект окупились всего за полтора года из планируемых 7-8 лет.

 — Раньше в Ильичевском порту работало 16 тысяч человек, сегодня же – около 6 тысяч. Многие страны, например, Франция, Италия, Испания, пережили такой кризис. Что делали сами горожане? Искали выход. И одним из ключевых решений стала туристическая деятельность, которая дает хорошее финансирование и развитие города. За счет туризма живут многие страны. Если открыть нашу арт-площадку и, хотя бы, каждые 2 недели проводить там мероприятия – соревнования, концерты, выставки, то люди будут следить за нашим календарем событий и приезжать в Черноморск, — отметил Олег Фоков.

Инвестиции в туризм = инвестирование в будущее

Олег Фоков добавил, что для реализации проекта команда планирует подключать различные благотворительные организации, иностранные фонды, систему краудфандинга, участвовать в грантовых программах. Однако и сами жители Черноморска должны финансово поддерживать проект, чтобы не относиться к нему, как к чему-то данному, а по-настоящему ценить и беречь зону культурного отдыха, считать ее достопримечательностью города.

 — Проект будет воплощаться в жизнь поэтапно. Предварительную смету мы еще не делали. Будут необходимы средства не только на строительство, но и содержание уборщиц и персонала. Благодаря системе краудфандинга, помочь проекту смогут все желающие. Мы планируем поставить живую скульптуру, где будут обозначены люди, которые внесли свой вклад в развитие проекта. Мы хотим, чтобы из нашего города не уезжала талантливая молодежь, а могла реализовываться здесь. Кроме того,  проект будет интересен и бизнесу, а это значит, что благодаря ему в городе появятся новые рабочие места, — добавил Олег Фоков.

Как можно поддержать проект

Руководители проекта приглашают всех заинтересовавшихся горожан приходить на собрания инициативной группы, которые организовываются каждый четверг в 19:00 в арт-пространстве «Фога». Здесь же можно оставить подпись в поддержку проекта «Арт-бассейн», а также предложить свои идеи для развития проекта.

Кроме того, на презентации была озвучена мысль уже в ближайшее время начинать проводить субботники по уборке территории возле бывшего каскада фонтанов, что станет еще одним шагом к объединению жителей вокруг арт-проекта. Узнавать о дальнейших планах организаторов и продвижении проекта можно в группе арт-пространства «Фога», а также информационном партнере данного проекта – городском паблике «Черноморск, как он есть».