ДРУЗЬЯ «ДЖАЗ КОКТЕБЕЛЯ»: О ФЕСТИВАЛЕ, ДЖАЗЕ И ЧЕРНОМОРСКЕ

Фестиваль «Джаз Коктебель» подарил не только незабываемые выступления артистов на четырех потрясающих сценах, но и возможность пообщаться с удивительными людьми, которые стояли у истоков создания фестиваля, являются участниками культурных проектов в рамках его проведения, а также членами команды профессионалов. Своими впечатлениями поделились джазмены и радиоведущие Роман Коляда и Алексей Коган, куратор фестиваля «ARTISHOCK» Ганка Третяк, художник-реставратор, искусствовед и музыкант Лев Скоп, региональный координатор фестиваля Екатерина Артюх и помощник директора ИСРЗ М.Ю. Дудникова, который стал партнером «Джаз Коктебеля», Тина Шишканова.

РОМАН КОЛЯДА, джазмен: «На фестивалі – як на гребені хвилі»

DSC_1850 а

— По суті неможливо чітко окреслити, що таке джазова музика, а що не джаз. Словом «джаз» можна назвати майже всю сучасну музику, в якій є бодай який елемент імпровізації.  Впевнений, що будь-який джазовий музикант, якщо в нього в минулому є класична школа може зіграти в будь-якому стилі. Музика — це така стихія, яка працює напряму з емоціями, обходячи свідомість, і попадаючи своїми вібраціями в саме серце. На «Джаз Коктебелі» завжди збираються музиканти найвищого ґатунку, і я очікую від них хорошої підзарядки батарейок.

На цей фестиваль я вперше потрапив в 2006 році, тоді ще в якості журналіста. Там я зустрів і познайомився з джазовими зірками першої величини. З того часу я не пропустив жодного феста. Адже в дні його проведення отримуєш такий потужний заряд енергії, який вистачає надовго. Я фактично живу «від фестиваля до фестиваля» за власним джазовим календарем, в якому є кілька опорних точок – «Джаз Коктебель», «Альфа Джаз Фест» у Львові, «Jazz in Kiev».

Четверта сцена «Джаз і море» цьогорічного фестивалю виникла як результат співпраці фестивалю з місцевою владою і заводом «ІСРЗ». Приємно, що керівництво розуміє, що вкладати в культуру – це інвестувати в майбутнє. Хочеться, щоб «Джаз Коктебель» перестав переїжджати з місця на місце і отримав в Чорноморську гарну підтримку.

АЛЕКСЕЙ КОГАН, джазмен: «Слушаем музыку вместе»

DSC_1979 а

— Люди, которые слушают джаз — это свободные люди.  Если вы любите джаз, у вас должна быть ирония, ведь умение посмеяться над собой в джазе – святое дело. Джаз сегодня сродни прозе А.П. Чехова, где всегда присутствует смех сквозь слезы. Существует несколько стереотипов относительно джазовой музыки, которую навязывали еще с советского времени, Например, знаменитая фраза А.М. Пешкова (Максима Горького), что джаз это «музыка толстых». Посмотрите на меня — это не правда. Еще один сложившийся стереотип «джазовый инструмент – это саксофон». Поверьте, виртуозно играть джазовую музыку можно даже на домре или же бандуре. И важно не то, что ты играешь, а как ты это делаешь. Следующее утверждение, что «джаз — это музыка элитарная». У меня вопрос: «Кто такая украинская элита? Это люди, у которых толстые кошельки? Для меня джазовая музыка – это музыка меньшинства, которое не хочет слушать то, что слушают другие, люди у которых есть чувство внутренней свободы.

К сожалению, мы плохо знаем свою историю. А ведь в мире столько выдающихся личностей родом из Украины. И в джазе есть столько привязок, которые дают нам возможность верить в то, что наша страна – страна потрясающих талантов.

ГАНКА ТРЕТЯК, куратор фестиваля «ARTISHOCK»: «Черноморск может стать городом, который принимает фестивали».

DSC_1544 а

— Первый фестиваль «ARTISHOCK» прошел в Коктебеле четыре года назад и был посвящен столетию Дома-музея Волошина. Фестиваль несет образовательную функцию и задачу привлечь внимание слушателей к украинскому и мировому искусству, повышать культурный уровень общества. Каждый год у нас есть определенное количество тем, которое мы освещаем. Когда переехали в Черноморск вместе с «Джаз Коктебелем» сместили акцент, и поняли, что основной тематикой лекций станет свобода и открытый горизонт. Мы считаем Черномоорск территорией такой свободы, как основной ценности для человека.

Я не успела обойти весь город. Но то, что уже увидела, меня впечатлило. Море, красивое побережье и чистая вода могут быть исходными данными исходя из которых город должен выстраивать стратегию своего развития. Черноморск может быть курортом уровня европейских городов, который создает комфортную инфраструктуру как для местных жителей, так и для отдыха большого количества туристов.

А вот с совковой архитектурой нужно бороться. Для этого существует множество различных социальных проектов и привлечение инвесторов. Вы приморский город – делайте акцент на современные гостиницы, качественный сервис и демократичность. Стратегию развития города вырабатывать необходимо уже сейчас, тогда через несколько лет Черноморск превратится в уникальный город. Тем более, что у вас теперь такое шикарное название. Его можно позиционировать, как город, который принимает фестивали.

ЛЕВ СКОП, художник: «Добре там, де я»

DSC_1824 а

 — Коли мене запросили взяти участь у фестивалі «Артішок», я взагалі не знав куди їду, і що одночасно потраплю на фестиваль «Джаз Коктебель». Мене завжди кудись кличуть і десь чекають. В Чорноморськ потрапив вперше і мені тут сподобалось. З’ясувалося, що тут на фестивалі є мої давні знайомі, серед яких добрий друг, джазмен Роман Коляда. Він є профі  високого класу – гарний піаніст, композитор, з яким ми часто бачимося на різноманітних форумах.

Якщо б мене попросили намалювати джаз, в мене б з’явилося декілька варіантів. Адже джаз буває різний. Якщо б імпровізаційний – то я б пішов на базар, набрав ящики від апельсинів чи інших фруктів, що викидають, або картонні коробки з дірочками. Додав би по мінімуму якихось рейок, побавився б там фарбами, може б вилив якусь кількість на оту усі конструкцію. Намалював би поруч чоловічка, кучу різнокольорових птахів. І все це б робив собі в кайф, під джазову музику з дуже мудрим виглядом.

ЕКАТЕРИНА АРТЮХ, региональный координатор фестиваля:  «На «Джаз Коктебеле» меня впечатлила команда настоящих профессионалов»

DSC_2210 а

— Когда мне позвонили знакомые из киевского клуба «Атлас» и сообщили, что у нас в Черноморске состоится фестиваль «Джаз Коктебель», я просто им не поверила. Тогда они прислали мне фото баннера, где указывалось название нашего города. Для Черноморска это грандиозное событие серьезный прорыв, и мне очень хотелось, чтобы организаторы почувствовали себя здесь желанными гостями. Я просто позвонила им и предложила свою помощь. Часть команды должна была здесь находиться определенное время и заниматься подготовительными работами, я же взяла на себя часть работы по сбору документации и оформлению договоров.

Меня впечатлило, насколько люди могут отдаваться общему делу и быть единой командой, как  у них рождаются свежие идеи и моментально решаются проблемы, которые сами же организаторы называют «новыми возможностями». В команде есть свой костяк волонтеров, которые не один год приезжают на фестиваль и оказывают огромную поддержку в проведении этого масштабного действа. Приятно, что местное населении хорошо приняло фестиваль и присоединились к экоакциям. Однако непонимание и негатив со стороны некоторых все же были. Но огромное количество доброжелательных, энергичных и светлых людей скрашивали такие моменты. Надеюсь, что фестиваль получит постоянную прописку в Черноморске.

ТИНА ШИШКАНОВА, помощник директора ИСРЗ Михаила Дудникова, который стал партнером фестиваля «Джаз Коктебель»: «Городу нужен «Джаз Коктебель».

ааа

— Для тех, кто не понимает, зачем нам такие вещи, как Коктебель Джаз. С точки зрения чисто утилитарной. Основной профит с проведения этого мероприятия имеют как раз люди, далекие от музыки. Это владельцы отелей, съемных квартир, ресторанов, кафе, магазинов и  проч. То есть, сферы, обслуживающей многочисленных гостей фестиваля.
И профит тут не только в том, что народ приедет на эти 4-5 дней. А еще и тот, что все остальное время, выбирая, куда поехать на отдых, выберут: 1) — известный город; 2) город, инфраструктура которого достаточно развита, чтобы принять таааакой фестиваль; 3) ну, и прикольно потом же рассказывать, что, да, я был (хоть и не в Турции, куда было бы логично за аналогичные деньги поехать) — в том Черноморске, где вот даже Коктебель Джаз с Кадебостани и прочими швейцарцами-американцами выступают на тааааких сценах.
А если почитать, что пишут на российских сайтах (ведь одним из основателей феста является путинский любимчик Дмитрий Киселев, с которым после аннексии стало не по пути и который пытался выкупить документы на фестиваль, но не вышло и они теперь проводят в Крыму хоть так называемый «Коктебель Джаз Пати»), так просто даже за Черноморск зависть берет. Потому что они-то за 14 лет убедились, какой мощный толчок к развитию и пиар для города такие вещи. Надеюсь, это понимают и те, от кого зависит, чтобы Черноморск сохранил эту грандиозную возможность громко звучать в культурной сфере и, как все приморские города, иметь с этого навар.

Для Черноморска «Джаз Коктебель» — это действительно уникальное событие за всю его историю. И возможность заявить о себе как о городе, который хочет проводить фестивали, умеет встречать гостей, готов к сотрудничеству с другими грандиозными проектами. Такими шагами, он может попасть в десятку украинских ведущих городов, являющимися лидерами по развитию событийного туризма в стране.